Чт. Сен 12th, 2024
Фото: Жанель Муканова

Одни считают, что финансовые пирамиды – порок нашего общества, другие воспринимают их как лотерею. Третьи думают, что вовремя выйдя из нее, можно остаться в плюсе. Но в любом случае, эта система устроена так, что чьи-то слезы обязательно прольются. Или человека, вложившего большие деньги, или того, кто привлекал вкладчиков, наживаясь на доверии. Мы выслушали истории и тех, и других. И если эта проблема так паразитирует в нашем обществе, действительно ли с ней борются или все же работают на статистику.

Финансовые пирамиды — это проблема не только казахстанцев, которым не хватает средств на закрытие базовых потребностей, но и людей с большими деньгами и опытом работы с ними. Так можно охарактеризовать первую героиню нашего расследования. Финансистка с 25-летним опытом, работавшая в крупнейших банках Казахстана.

Женщина пожелала оставить имя нераскрытым, поскольку эта история может нанести ущерб ее репутации. Она уверена, что совершать ошибки – это нормально. Более того, считает, что полученный опыт, пусть и негативный, делает специалиста более компетентным. Но вместе с тем понимает: иметь дело с таким финансистом клиенты в большинстве своем не захотят.

Мошенник пришел к ней в офис с деловым предложением. Представился сотрудником солидной аудиторской компании. Мужчина предложил выгодное сотрудничество, позволяющее «легко и быстро» заработать.

«Я ему доверяла. Все ему доверяли. На этом доверии он собрал больше 5 миллионов долларов от очень умных, успешных людей, у которых по несколько бизнесов», — рассказывает пострадавшая.

Чтобы развивать свой проект, мужчине нужны были деньги. Он предлагал инвесторам хорошие условия – делить прибыль пополам.

«Он показывал нам, как оказалось позже, поддельные документы, где говорилось, что он участвует в бизнесе и имеет хорошую маржинальность. Даже выписки из банков по движению по счетам каким-то образом удалось фальсифицировать. Выглядело все очень правдоподобно, как бизнес-ниша, в которой он хорошо управлял деньгами», — признается героиня.

Эту схему он реализовывал 2 года, и люди все это время ждали свои дивиденды. В результате, когда стало понятно, что привлечь новых клиентов больше не получится, а финансовая пирамида в среднем обычно и существует 2-3 года, лже-бизнесмен сбежал из страны.

«На него завели уголовное дело, и пока он все еще в бегах. Многих из нас на тот момент привлекла высокая ставка за короткий срок, только спустя время я поняла, что, если тебе предлагают высокую ставку, стоит очень насторожиться», —  добавила женщина.

В 2023 году пресечена деятельность 22 финансовых пирамид. Численность пострадавших от них выросла втрое — с 427 человек в 2022 году до 1275 человек в текущем, сообщают в Агентстве по финансовому мониторингу. Реальная ситуация, скорее всего, трагичнее.

Большая часть пострадавших — женщины и люди преклонного возраста. И если смотреть на ситуацию с моральной точки зрения, общественность часто интересует вопрос – что толкает мошенников на финансовые преступления и аферу в отношении соотечественников? Чтобы это узнать, мы отправились в место, где отбывают свое наказание люди, осужденные за организацию финансовых пирамид.

Учреждение № 3. Женская колония. Из 60 женщин, отбывающих здесь срок, 35 осуждены по статье 217 УК РК (Создание и руководство финансовой (инвестиционной) пирамидой). Признаются, что каждый день как «день сурка». Каждая попала сюда из-за желания быстро и легко заработать.

Фото: Жанель Муканова

Войдя в «дом», где живут заключенные, мы попытались найти общий язык с женщинами и признались: «мы не судьи, и пришли сюда не осуждать вас. Но хотим поделиться вашими историями с читателями. Быть может, ваши откровения остановят тех, кто подумывает встать на путь финансовых пирамид». Реакцией на эти слова стал отказ большинства заключенных от личной беседы. «Мы не виноваты, мы жертвы, а вы уже считаете нас плохими», — говорили осужденные.

Две арестантки все же соглашаются на интервью. Наши собеседницы Лейла и Гульжан — бывшие предпринимательницы. Они рассказали очень похожие истории: знакомые пригласили подписаться в прибыльный сетевой бизнес. Процедура вступления очень простая — пройти регистрацию на сайте.

«Ничего делать не нужно, деньги списываются автоматически, проценты будут приходить сами, а ты просто должен приводить новых участников. Все как в любом сетевом бизнесе», — рассказывает Гульжан.

Все шло гладко до тех пор, пока домой к каждой из наших собеседниц не наведались полицейские. Обыск, предъявленные обвинения, суд и вот уже второй год они живут под одной крышей с чужими людьми. Больше половины женщин в этом учреждении находятся под стражей за финансовые преступления, а именно – участие в финпирамидах и несут тройное наказание: лишение свободы, запрет на работу, связанную с финансовой деятельностью, и оплату исков (в среднем на 100 миллионов тенге).

«Но я не обманывала, я обманулась сама», — говорит Лейла. И на наш вопрос: «тогда почему вы сейчас находитесь здесь?», женщина отвечает: «Нас сажают, потому что правительству необходимо оправдывать показатели по борьбе с финансовыми пирамидами перед Президентом».

Их логика проста: они не были организаторами, работали в отделе продаж компаний, которые позже были признаны судом финпирамидами. Здесь так у большинства. По словам наших собеседниц – практически в каждой истории осуждены исполнители. А сами организаторы находятся за границей.

Информацию о существовании зарубежных проектов подтверждает создатель фонда «Финансовая культура Казахстана», бывший депутат Мажилиса Парламента и борец против финансовых пирамид Юрий Ли:

«К сожалению, сейчас в Британии, Гонконге, Новой Зеландии покупают полочные компании за 3000–5000 долларов. В таком случае нужно смотреть нет ли их в черных списках Центробанка России”.

И здесь же возникает справедливый вопрос, если участницы финпирамид отбывают свое наказание, должны ли нести ответственность те, кто рекламировал деятельность таких компаний?

«Будучи депутатом, я поинтересовался: почему блогеры, которые рекламировали целый ряд финансовых пирамид, все еще не понесли ответственность. И предложил ввести уголовную ответственность за подобную рекламу. На это мне сказали, что за всю историю всего 4 человека были привлечены за это дело. Все, потому что норма прописана так, что за производство и распространение налагается штраф, но сам факт финансовой пирамиды доказывается не в административном, а в уголовном процессе. Уголовный процесс длится годами, а данность привлечения по административной ответственности – 2 месяца, то есть если в течение 2-х месяцев не доказано, что это была финансовая пирамида, блогер не понесет наказание. Но уже были приняты поправки в статье 217, прим 1., и теперь они уже год несут ответственность за рекламу», — рассказал Юрий Ли.

Как на самом деле расследуются такие преступления? Как доказывается вина, и не остаются ли на свободе инициаторы мошеннического бизнеса? На эти вопросы в пресс-службе Агентства по финансовому мониторингу нам так и не ответили.

Однако мы имеем возможность изучить закрытые дела в банке судебных реестров. Например, в деле Пригодина С.П. за 2017 год, мы наблюдаем проблему точного установления суммы, которую должен вернуть обвиняемый пострадавшим.

На что и была одна из жалоб женщин из учреждения: «Мы тоже по-своему виноваты, но степень наказания не соответствует. Люди знали куда идут и просто хотели халявы, а сейчас, когда потеряли свои деньги, подают на нас иски. И суд без разбирательств, верит им на слово».

В деле, безусловно, присутствовали отчеты о суммах. Но проблема заключалась в том, что деньги были переведены на карту, а соответственно сумма извлеченного дохода, то есть имущественной выгоды, не разграничена. Но в этом случае вины органов нет, так как мошенники заранее продумывают удобные варианты избежания наказания.

К слову, если вы вкладываете инвестиции в компанию, никогда не переводите деньги на карту физического лица, советуют эксперты.

«Мошенники взяли название китайской компании, чьи бумаги котируются на шанхайской бирже, создали сайт и с помощью него и амбассадоров начали собирать инвесторов. Люди ищут информацию об этой компании в интернете, и делают вывод, что она действующая. Но важный нюанс, когда мы спросили у представителей этой компании: «как перевести им деньги?», они ответили: «на эту карту отправляйте». Какая китайская компания будет получать платежи на карту физического лица?» – рассказывает Юрий Ли.

Таким образом становится понятно, что практически в каждой такой истории важно мыслить критически и анализировать элементарные процессы. Ответ на вопрос «мошенники передо мной или нет?» на поверхности. Правда, вспоминая историю нашей первой героини, нельзя отрицать тот факт, что иногда аферисты подготовлены очень хорошо.

В качестве совета людям, как воспользоваться помощью правоохранительных органов наилучшим образом, бывший парламентарий Юрий Ли советует в ту же минуту, как человек теряет деньги, сообщать об этом в полицию.

«Тут же подключаем банк, тут же находим мошенников по фотографиям, камерам видеонаблюдения. Чем раньше вы обратитесь, тем больше шанс вернуть деньги»

Глубже разбираясь в теме, и понимая, что пирамиды — это в первую очередь, экономическая проблема нашей страны, возникает вопрос: как определить среднестатистическую жертву финансовых пирамид?

По словам экспертов это не зависит от возраста, пола или уровня достатка. Жертвами пирамид, как правило, становятся совсем не бедные люди. Те, кому есть что вкладывать. Бывают истории, когда люди несут свои миллионные сбережения в сетевой бизнес. Предварительно не изучая репутацию и надежность компании, хотя и могли бы позволить себе нанять аудитора и юриста.

Потому эксперты предлагают смотреть на среднестатистический портрет через призму образа жизни человека. Если проводить тесты на склонность оказаться жертвой финансовой пирамиды, не нужно проверять их знание высчитывания процентов, или компетенций проверить лицензию. Задаваться должны простые вопросы, о которых каждый из нас может спросить себя сам: хотел бы ты выиграть в лотерею? Хотел бы ты получить что-то, не прилагая усилий? Также можно попросить 100 человек называть серый пол белым, и проверить назовет ли его белым человек, который не знает о договоренности. Скорее всего — да. А ещё, говоря о портрете жертв финпирамид важно отметить, что попадаются на уловки сетевиков не только взрослые, но и дети.

«В основном все происходит в приглашениях в компьютерные клубы, все, что связано с играми. Эта частая практика не только в Казахстане, но и за рубежом. Это происходит и со студентами, — говорит Юрий Ли, —  Крупнейшая мирового уровня пирамида Q-net в последние годы была сосредоточена именно на них. Например, парень-студент собирал деньги с ребят из общежития, вложил их в эту организацию, и деньги прогорели. Второй методикой этой организации было приходить в вузы и через болевые точки убеждать студентов брать кредиты. Многие хотят заработать быстро, лежа на диване».

Учитывая статистику, большое количество казахстанцев уже вовлеклись в подобные аферы. И здесь важно понять уже не просто, как защитить себя от финансовой пирамиды, а как из нее выпутаться, если уж попал в сети сетевиков.

Первое, чего точно не советуют делать эксперты, так это идти на курсы финансовой грамотности. Идите в полицию. Если дело возбуждено, наймите адвоката. В финансовых пирамидах много фигурантов, много субъектов. Кто-то организатор, кто-то возглавлял филиалы, кто-то занимался рекламой. Необходимо узнать какие активы успели арестовать: деньги, недвижимость. А адвокат должен понять, насколько готовы виновные возместить ущерб.

К сожалению, потерпевшие должны быть готовы к расходам, так как чаще всего эти схемы проработаны годами и деньги выводятся сразу. И хуже может быть только ситуация, в которой жертвы повторно попадают в другую финпирамиду, пытаясь выпутаться из первой. Потому, эксперты напоминаютчего точно не стоит делать помимо курсов финансовой грамотность, так это обращаться по объявлениям, которыми пестрит фэйсбук: «вернем деньги из финансовых пирамид».

Как правило, это те же организаторы финансовых пирамид просят человека отправить удостоверение, дать банковскую карту и после этого говорят, что нашли мошенников. Дальше подделывают документ, где показаны активы заявители и просят заплатить 500 долларов как налог на бюджет, чтобы вернуть эти деньги. После заявителю присылают новую бумагу, согласно которой нужно заплатить еще 800 долларов. На возражения мошенники отвечают: «Либо платишь еще, либо деньги вернуть не получится». В какой-то момент человек понимает, что это очередной «развод», и его просто блокируют.

Также существует процедура Чарджбэк, она позволяет вернуть деньги за покупки. Человек пишет заявление и обосновывает, что платеж был перечислен ошибочно.

«Там работают 2 банка: банк пострадавшего и банк владельца счета, на которые были переводы деньги. Могут вернуть, могут не вернуть. Но есть компании, которые прикрываются этой системой, и опять же просят деньги на «налоги». Какие-то деньги возвращаются, какие-то нет. Не возвращаются деньги в нескольких случаях: когда был перевод с карты на карту, когда есть привязка к Kacсe24 или когда прошел срок (180 дней после транзакции). Последний вариант – идти в банк, писать заявление»,  рассказывает Юрий Ли.

Всегда оставайтесь бдительны и насторожитесь при существовании 3 факторов: 1) наличие высокой доходности, 2) отсутствие прозрачности отчетности компании, 3) отсутствие лицензии. И помните, что «легких денег» не бывает.

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *