Молодые родители, не обращая должного внимания на экранное время детей, сами доводят их до психологических проблем и пассивной агрессии, считают психологи. Инновационные технологии окружают современных детей практически с самого рождения. Во время беременности мамы включают для своих детей музыку, а после рождения – колыбельные песни с видео на YouTube. Став немного старше, во время еды детям показывают развлекательные видео, чтобы отвлечь их и спокойно накормить. Эти действия могут казаться безобидными, однако такой метод воспитания может привести к проблемам у детей с раннего возраста. Если не брать в счет такие очевидные вещи, как ухудшение зрения, проблемы с осанкой и ожирение, психологи также говорят о ряде других серьезных проблем.
Какие проблемы появляются у детей?
Все чаще можно увидеть детей со смартфоном в руках в многолюдных местах и торговых центрах. Цифровой мир поглощает их, и они полностью забывают о реальном. Чрезмерное использование гаджетов может привести к снижению концентрации внимания. Детский мозг развивается очень быстро и при использовании телефона, он привыкает к быстро сменяющимся картинкам. На этом фоне, снижается способность концентрироваться на чем-то одном. После, детям становится сложно учиться. Они не могут долго удерживать внимание на одной задаче.
По словам учителя-психолога начальных классов Гульзаны Калиевой, 80% ее учеников имеют смартфоны. Дети в основном используют их для развлечений и общения. Однако в учебных целях ребята пользуются гаджетами гораздо реже.
«Влияние гаджетов на поведение и успеваемость ребенка безусловно дает о себе знать. Наличие телефона влияет на внимание и работоспособность. Во время урока ученику приходят сообщения, он отвлекается и отвечает. Не говоря об играх во время занятий и прослушивание музыки», – говорит учитель-психолог.
Развитие задержки речи и пассивная агрессия также могут быть последствиями постоянного использования смартфона. Об этом говорят не только психологи, но и врачи невропатологи. Айнур Сабыр – мама двухлетнего ребенка рассказала, что врачи заметили: ее малыш не говорит нужное для своего возраста количество слов.
«По словам невропатолога ребенок не говорит 40 слов к 2 годам. Из-за мультиков он стал нервный, это больше влияет на психику. Теперь я стала с ним больше времени за книгами и за игрушками сидеть. Он стал более спокойным»
Однако просмотр контента на иностранных языках с раннего возраста может способствовать развитию билингвального мышления. При постоянном просмотре информации, например, на английском и русском языках, формирует у ребенка понятие о языке и способность к построению предложения. Поэтому, данный пункт можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Агрессия из-за телефонов.
Родители делятся своим опытом в воспитании детей на различных форумах и платформах. Некоторые пишут о том, как запрещают ребенку просмотр телефона или планшета, а дети в свою очередь закатывают истерику. Взрослые ссылаются либо на жестокость в мультиках, либо на зависимость и неумение принимать отказы. Психолог объяснил, почему так происходит:
«Если у ребенка забрать телефон, он воспримет это как наказание, ведь родитель просто так отбирать телефон не будет. Из этого возникает агрессия, непринятие, истерики. Телефон для ребенка – это комфортное времяпровождение, развлечение, игрушка. Ребенок создает в нем свой комфортный мир, что реальный мир становится для него неудобным и неинтересным. Тем самым родитель, отбирая гаджет у ребенка, нарушает его психику, провоцируя агрессию и раздражители».
Эксперты предупреждают, что зависимость от гаджетов у детей появляется, когда у ребенка нет альтернативных интересов. У детей должны быть активные развлечения и хобби, тогда ему будет легко обходится без смартфона. Хоть и в современном мире невозможно полностью избежать использования гаджетов, они могут стать полезным инструментом в развитии детей, если использовать их грамотно и умеренно. Тогда девайсы будут способствовать развитию ребенка, а не наоборот. Детям нужно рассказывать и показывать, как можно использовать гаджеты с умом и пользой. Наглядно продемонстрировать, что жизнь не ограничивается только интернетом, а окружающий мир гораздо интереснее. Ребенок должен воспринимать гаджет как инструмент, который упрощает жизнь и имеет много полезных функций, а не как очередную игрушку.