Согласно исследованию компании Samsung, 50% поколения Z хотят бросить работу в корпорациях и заняться собственным бизнесом. Молодые люди от 16 до 25 лет, разочаровавшись в устоях традиционного ремесла, отдают предпочтение более творческим сферам деятельности. Но чем обусловлено такое стремление и какие последствия ждут юных инфлюенсеров?
Morning Consult & Samsung Survey, опросив 1000 человек, выявили, что те личностные качества, которые стоят в приоритете у молодежи, не соответствуют с требованиями традиционной работы. В итоге 40% опрошенных выделили креативность, гибкость и равные возможности ключевыми аспектами в сфере труда.
Новые запросы порождают новые профессии, в связи с этим мы можем наблюдать резкий прирост количества блогеров и тиктокеров. Также по данным исследования Morning Consult & Samsung Survey, самыми популярными профессиями среди поколения Z стали сфера развлечений, медиа и дизайн.
Юным инфлюенсерам особо полюбилась платформа TikTok. Когда-то соцсеть, где публиковались танцы и ролики пользователей со всего мира, не воспринималась всерьёз. Теперь TikTok является серьезной площадкой для заработка.
Одной из тех, кто использовал данную возможность была Адема Манап. Миловидная внешность и харизма принесли в жизнь девушки большую популярность, а с ней и большие деньги.
«Изначально я делала видео для себя и друзей, а позже проснулась с сотнями тысяч просмотров. Что касается дохода, я получала деньги от рекламы в Инстаграм. Были случаи, когда меня узнавали и даже делали фотографии на улице», – пишет девушка.
Адема в свои юные годы зарабатывает суммы равные месячным зарплатам офисных сотрудников, снимая короткие видео в социальной сети. Но не все так красочно как кажется. С большой силой приходит большая ответственность, а что стоит за популярностью?
«Когда я жила в старом доме, подростки со двора фотографировали со стороны и просили номер, тогда меня это очень пугало, ведь на мои отказы реагировали агрессией», – признается Адема.
Она описывает самозанятость как возможность выразить себя, это то, что отличает ее работу от найма. При этом она понимает риски, которые она взяла на себя. В них девушка отметила непостоянный доход, но развитие в любимой сфере имеет большее значение для Адемы.
Такого рода проблемы отталкивают немалое количество людей. Несмотря на, казалось бы, легкий заработок в медиа по-прежнему остаются те, кто выбрал традиционные профессии.
Асель Оразгалиева учится на втором курсе университета и работает официанткой в столичном отеле «St.Regis Astana». Девушка с утра занимается учебой, а после бежит на работу. 24 часа в сутки астанчанке не хватает, ведь ее смена заканчивается лишь в час ночи, а выходной выпадает только на воскресенье. Асель признается, что не хочет менять свою стабильность на быстрые деньги:
«Я решила остаться на своей нынешней должности из-за опасений относительно нестабильности дохода и рисков, связанных с переходом на самозанятость»
Асель отмечает, что ее пугает заработок, который зависит не от выполняемой работы, а находится в руках общественности. Она также озадачена тем, как молодым людям хватает сил на продвижение себя и своего контента, добавляя к этому ежедневное внимание от тысячи людей. Конечно, девушка задумывалась о самозанятости, однако, для Асель кажется это более утруждающим и энергозатратным, чем работа в ее сфере. Девушка относится нейтрально к выбору некоторых представителей ее поколения, однако сама видит перспективу только в общепринятых специальностях.
Между тем, согласно среднесрочному прогнозу Центра развития трудовых ресурсов, спрос на наемных работников до 2030 года суммарно составит порядка 2 млн человек.
Потребность в кадрах будет в сферах образования (380 тыс. человек), торговли (206,9 тыс. человек) и сельского хозяйства (175,2 тыс. человек). Высокая потребность сферы образования в кадрах обусловлена наблюдающимся в стране с начала 2000-х годов «бэби-бумом».
Рынок труда расширяется и появление новых профессий дает людям больше возможностей для развития. Важно понимать, что любая сфера деятельности имеет свою ценность для общества. У молодых людей есть выбор в какую нишу себя определить, и вне зависимости от решения, каждый может внести свой вклад.