Как определить, беден ты или богат в Казахстане?

Как определить, беден ты или богат в Казахстане?

О чём этот материал: как в Казахстане на самом деле определяется бедность и богатство: где проходят границы классов — от прожиточного минимума до среднего класса и миллионеров.

На что обратить внимание: на разрыв между официальными цифрами и реальной жизнью: прожиточный минимум в Казахстане по мировым меркам означает крайнюю бедность, но и средняя по стране зарплата далеко не всегда даёт ощущение достатка.

Цитата: Средний класс более финансово расчётливый: он распределяет доходы между базовыми нуждами и инвестициями в качество жизни.

Кошелёк, а не жизнь

В июне 2025 года Всемирный банк поднял показатель черты бедности с $2,15 до $3 на человека в день. Это значит, что любой, кто живёт меньше, чем на $3 (чуть больше 1500 тенге) в день, считается существующим в условиях крайней бедности. В месяц выходит примерно $90–93 — по нынешнему курсу примерно 46–48 тысяч тенге. Прожиточный минимум в следующем году будет чуть больше.

Иными словами, человек, живущий на прожиточный минимум в Казахстане, по международным меркам считается крайне бедным.

Таким образом, официально признанный «минимум» лишь покрывает самые базовые потребности. 

Население Астаны живёт как раз между базовым минимумом и роскошным максимумом. Каждый 50-й житель столицы имеет доход ниже прожиточного минимума. А уровень бедности в 2024 году стал выше почти в девять раз, чем всего десятилетие назад. 

С 2025 года черта бедности в Казахстане определяется не по прожиточному минимуму, а по медианному доходу. По данным Бюро национальной статистики, в IV квартале 2024 года медианная зарплата в Казахстане составила 308 717 тенге. Медианная зарплата — это показатель, который делит все зарплаты на две равные части: 50% работников зарабатывают меньше этой суммы, а 50% — больше. Мы решили разобраться, каково это — оказаться в «бедной» половине. 

* * *

Для этого мы решили поговорить с Салтанат, матерью-одиночкой с шестью детьми. Женщина рассказала о жизни людей, бюджет которых держится исключительно на социальных выплатах.

— Я не могу работать, сижу дома с ребенком. Я получаю адресную социальную помощь, выплаты за «Күміс алқа*», а также детские пособия до 18 лет. Накоплений у меня нет. Почти все деньги каждый месяц уходят на оплату квартиры, — рассказывает Салтанат. 

Иллюстрация сгенерирована Gemini

Организация Like Komek, которая предоставила нам контакты Салтанат, помогает ей с одеждой. По словам женщины, денег на покупку новой у них нет. Помимо этого, у Салтанат есть кредит. О возможности откладывать деньги на отдых или путешествия не может быть и речи:

— Сейчас у меня вообще нет денег. Я не могу вложить средства в ипотеку, никаких других возможностей у меня нет. 

Живущие в юридически признанном минимуме люди ограничивают свои потребности только самым необходимым. Неспособность создавать накопления и справляться с кредитами — замкнутый и постепенно сжимающийся круг, из которого выбраться непросто.

* * *

Согласно данным Нацбюро статистики, средняя зарплата в Казахстане составляет 434 982 тенге. Получается, человека, имеющего такой доход, можно отнести к среднему классу. 

Дархан Мадединов, специалист с ежемесячным доходом 440 тысяч тенге, является классическим примером представителя среднего класса Астаны. Его доход немного превышает среднюю зарплату по стране. Для Дархана самые важные траты связаны с жильем и образованием детей. Более того, Дархан находит возможность выделять на путешествия и отдых от 10% своего дохода (44 000 тенге в месяц). Кроме того, Дархан начал формировать сбережения на будущее:

— Недавно начал откладывать деньги. Стараюсь выработать эту привычку, потому что это финансовая подушка.

Иллюстрация сгенерирована Gemini

Дархан определяет как необходимые следующие траты: питание, медицинские нужды, занятия спортом и оплата жилья. Примечательно, что в его список обязательных расходов включены занятия спортом — это отражает образ жизни среднего класса. Лишними расходами он считает покупку сигарет и содержание автомобиля, хотя при этом имеет автокредит:
— Без этих трат реально можно обойтись. Но лично мне машина нужна для работы и семьи, поэтому я взял кредит — это всё же инвестиция, а не пустая трата.

Приоритеты в сбережениях у него выстроены весьма логично: в первую очередь, откладывать на улучшение жилищных условий, затем — на образование детей, после чего на общие сбережения и лишь в последнюю очередь — на отдых.

* * *

С зажиточными астанчанами всё оказалось сложнее. Формально, по версии Миннацэкономики, «богатыми» можно считать тех, чей доход превышает среднюю зарплату по стране — 434 982 тенге. Теоретически это довольно широкая группа, но на практике она оказалась удивительно застенчивой. 

Мы попытались поговорить с людьми, которые зарабатывают, например, от миллиона тенге, однако никто из них не горел желанием объяснять, чувствуют ли они себя богатыми. О долларовых миллионерах говорить вообще не приходится. Их в стране более 44 тысяч, но доступ к ним примерно такой же, как к закрытому клубу по приглашениям. Среди них есть те, чьи активы превышают 50 млн долларов.

Интервью нам не дали, зато мы получили ценное подтверждение одной старой истины: чем больше у человека денег, тем реже он готов обсуждать цифры.

Так что разбираться в том, кто в Астане действительно «богатый», нам пришлось без участия тех, кто мог бы рассказать об этом из первых уст.

* * *

Чтобы понять, где на самом деле проходит граница между бедностью, средним и высоким достатком в Казахстане, мы обратились к экономисту и преподавателю MNU Бинур Ермукановой. По её словам, однозначного метода определения такой границы сейчас нет:

— Нет понимание, как это определяется именно в Казахстане. В целом в мире есть несколько методов. Например, если разделить на пять квинтелей (так называют группы населения в выборке, но в целом ты можешь называть так своего закадычного другапримечание редакции) всё население, то тот, который будет от нуля до 20% — это низший класс, средний класс — это примерно от 20% до 80% и высший класс — это 80% и выше.

Иллюстрация сгенерирована Gemini

При этом экономист подчеркивает, что для Казахстана «будет более правдоподобно определять уровень бедности по потреблению — сколько люди тратят», опираясь на данные Бюро национальной статистики. По словам эксперта, различия между классами хорошо видны по структуре затрат:

— Если средний класс может тратить на туризм, отдых, досуг, развлечения, потому что базовые нужды уже закрыты, то для низшего класса это, к сожалению, недоступно. Низший класс обычно тратит больше на продукты питания и жилье. Это всё, что они получают за зарплату — туда уходят все деньги.

Среди признаков принадлежности к среднему классу Бинур Ермуканова выделяет также возможность приобретать дорогие вещи — например, покупку машины. Экономист также объясняет, почему средняя зарплата не всегда отражает реальную картину:

— Когда у нас пишут, что средний доход 435 тысяч тенге — это среднее значение, но более правдоподобная статистика — медиана. У одного человека может быть зарплата миллион, у других девять — по сто тысяч, а среднее окажется двести тысяч. Поэтому лучше смотреть по медиане.

Структура потребления в Казахстане в целом совпадает с мировой. Больше 50% у низшего класса тратится на еду, а остальное — на жилье. Это похоже на мировую практику, отмечает экономист.

* * *

Экономические показатели — важный инструмент анализа, но они не полностью отражают реальную картину. Социолог Асем Кусманова выделяет не только материальные, но и нематериальные признаки принадлежности к определенному классу: 

— Понятие «средний класс» не имеет чётких критериев. Люди используют неординарные стратегии для выживания и развития. Сложно выделять определенные индикаторы. Например, наличие кредита должно служить признаком того, что у человека не всё в порядке. Но ведь некоторые берут намеренно машину в кредит или квартиру в ипотеку, чтобы имеющиеся средства вложить, например, в развитие бизнеса. 

При этом социолог уверена, что средний класс, в отличие от низшего, не бедствует:

— Средний класс — это в первую очередь те граждане, которые способны инвестировать добытые ресурсы не только в выживание, а в развитие — своё и своих детей. Их доходы превышают расходы.

Чаще всего у таких семей есть собственное жильё, стабильный источник дохода, накопления, возможность отдыхать, автомобиль, не находящийся в кредите. Кусманова подчёркивает, что важны и нематериальные элементы:

— Признаком среднего класса является наличие образования, регулярное повышение профессиональных компетенций и принадлежность к разным комьюнити. Это говорит о наличии репутации у человека.

В потребительском поведении разница между слоями тоже заметна. Там, где денег мало, всё уходит на базовые нужды. Средний класс уже более финансово расчётливый: он распределяет доходы между базовыми нуждами и инвестициями в качество жизни. У высшего класса растет доля услуг, они чаще покупают чьё-то время.

Иллюстрация сгенерирована Gemini

Асем Кусманова отмечает стремление к демонстративному потреблению:

— Статусное потребление присутствует у всех. Но есть псевдостатусное потребление — это когда создается иллюзия принадлежности к определенному классу. Ресурсы тратятся на демонстративное потребление вместо инвестиций в реальные формы капитала.

Күміс алқа* — это государственная награда Республики Казахстан, которой награждаются многодетные матери, родившие и воспитавшие шесть детей. Приравнивается к ордену и дает право на ряд льгот, включая ежемесячные выплаты и налоговые послабления.

ОБСУДИ МАТЕРИАЛ