Гнилые зубры
Если вы думаете, что худшей вещью, произошедшей с любым мультфильмом, может быть скучный сюжет или плохой юмор, добро пожаловать в 2025 год.
Теперь, оказывается, можно вообще создать фильм силами ИИ — и не только создать, но даже выпустить в широкий прокат. Добро пожаловать в «Беловежскую пущу. Зубр Бублик и большой побег»
Белорусский мультфильм почти полностью сделан искусственным интеллектом. Рейтинг на сайте Kino.kz — 1.5. но в Кинопоиске — 6.1 — и даже есть одна положительная рецензия.
Поскольку мы заботимся о здоровье и психике наших читателей, мы посмотрели мультфильм за вас. И не один, а целых три раза. Как говорится — не знаем, что курил режиссер, а тут он — Сергей Кадров (о нём, кстати, известно ровным счётом ничего), но теперь просто важен результат.
Мой любимый (хе-хе) главред заставил меня сходить на этот мультфильм дважды. В первый раз я пришла в ТРЦ Mega Silkway, заранее купив билеты на два сеанса — в 12:35 и 15:25. Однако буквально за 20 минут до начала утренний сеанс отменили — оказалось, был куплен лишь один билет (разумеется, мой). Доброе предложение посмотреть вместо «Беловежской пущи» нормальный мультфильм — «Зверополис 2» — я отклонила. Через три часа я подошла на обеденный сеанс — и обрадовалась, поскольку кроме моего были куплены еще три билета.
Ответственно захожу в зал за 10 минут до начала, а в зале — никого.

В тот момент я надеялась, что не останусь один к одному с этим чудом анимации. Почти к самому началу вошли трое детей лет 10-12. Они переглянулись со мной, а я с ними. Спрашиваю:
— Вы на этот мультик, да?
Они положительно кивнули.
— А почему именно на него пришли?
Дети, честно и без осуждения:
— У нас остались деньги после «Зверополиса», решили посмотреть ещё что-то.
Как бы я хотела остановить их. Как бы хотела. Но уже поздно. Началась реклама, а потом плашка «Первый мультфильм, сгенерированный искусственным интеллектом».
На удивление, тут даже есть сценарий. Закроем глаза на то, что весь мультфильм — это скорее набор рандомных сцен от ИИ, но какой-то сюжет здесь можно попытаться найти. Мальчик Дима с неохотой переезжает из города в деревню, почти сразу знакомится с девочкой Алесей и зубром Бубликом, который любит сгущенку. А потом дружная компания отправляется искать волшебное Древо Желаний — объект, насколько можно судить по монтажу, дорисованный почти к премьере мультфильма. По пути они сталкиваются с бандой браконьеров, уничтожающих леса.

Семья Димы — айтишники, они переехали в деревню, чтобы «интегрировать в агротехнику технологии автономной навигации, основанные на использовании GPS-трекеров и мобильных лидаров» — это цитата из мультфильма. Попробуй потом объяснить ребенку, что это значит. При этом сама деревня выглядит так, будто её срисовывали с хроник конца XIX века. Но автопилот в тракторе и хороший Wi-Fi дома — пожалуйста. Сценарий ощущается, как если бы ИИ попросили написать «что-то примерно как у Диснея, но с нашими реалиями». Даже мама Алеси уж очень подозрительно смахивает на Эльзу из «Холодного сердца».

Да и визуально это чистый хаос. В целом, сами герои из сцены к сцене особо не меняются, хотя иногда рисовка в рандомный момент меняется на совершенно другую, никак не связанную с предыдущими событиями. Герои то оживают, то превращаются в плоские силуэты. Звуки и движения губ персонажей рассинхронены, как будто художники и озвучка работали в разных параллельных вселенных. Кажется, что голоса и рты персонажей познакомились впервые прямо на экране. Кстати, локальные мемы — это отдельная статья. Например, спор Алеси и Бублика о том, какая сгущёнка лучше — рогачёвская или глубокская.

На 18-й минуте дети в кинотеатре начинают шептаться:
— А что происходит?
— Я не знаю…
— Это… нормально?
— Пошли?
— Пошли.
Они продержались всего 20 минут. А потом просто встали и ушли, оставив меня лицом к лицу с этим кошмаром.

К финалу мультфильма сценаристы решили добить зрителя драмой в буквальном смысле. Бублика застрелили из ружья. Зубр делает последний хриплый вдох, что-то среднее между рыком, стоном и звуком, который издают старые системные блоки перед отключением. И тут, под крики Алеси и Димы, на поляну выбегает армия зубров. Картина мощная, но непонятная: лесные титаны будто собираются идти на штурм Верховного лесоруба. Однако вместо эпической резни и символической расплаты происходит что-то ещё более странное — Бублик магическим образом оживает.
Весна наступает буквально за три секунды. Лесорубов внезапно заставляют сажать деревья — кадр настолько быстро сменился, что я даже не успела понять, кто их заставил, зубры или дети, или, может, сама экологическая инспекция вывалилась из-за кадра, забыв представиться. Но что действительно поражает — обрыв концовки. В самый момент, когда ты ещё пытаешься собрать в голове хоть какую-то мораль, появляется урезанный и короткий 15-секундный видеоряд про посадку деревьев — и сразу титры.
Скажу честно — в мультфильме я все же нашла лучшую его часть. Это финальные неудачные кадры. Это чистая, абсолютно неподдельная магия искусственного интеллекта, когда он плывёт, глючит, путает слои и генерирует что-то очень абсурдное. Вот там я впервые улыбнулась искренне.

Кстати, после титров, когда я уже покидала зал, ко мне подошла сотрудница кинотеатра и с искренним недоумением спросила:
— Как вам?
Я засмеялась. По-другому реагировать было невозможно.
Она сказала, что я единственная, кого она видела, дожившим до конца.
И в этот момент я почувствовала себя участником полевых испытаний, а не зрителем мультфильма.
На следующий день я решила провести повторную полевую экспедицию, сходив на тот же мультфильм в ТРЦ «Хан Шатыр». Я сидела в зале с двумя мальчиками, и мы честно досмотрели мультфильм до конца втроём, как маленькая группа взаимной поддержки. И, как это часто бывает, повторный просмотр обнажил детали, которые в первый раз казались просто шумом. Я начала всматриваться в мелочи — как прорисованы руки, как двигаются персонажи. Ведь нейросети нередко рисуют людям по шесть-семь пальцев. Но здесь, к моему удивлению, всё было окей: конечности сходились, количество пальцев соответствовало ГОСТу. Некоторые песни даже показались неплохими. «Пилим, пилим, пилим до утра, пилим, пилим, пока светит нам луна». Возможно потому, что они звучали неИИшно, поскольку их всё-таки писали люди.
Вечером я окончательно добила себя, включив «Бублика» дома, уже на стриминговом сервисе. И вот тут началось самое странное: мне стало казаться, что в мультфильме будто бы начинают проявляться какие-то смыслы. Как будто всё это даже начинает образовывать структуру. Сейчас, когда я пишу эти строки, я понимаю: скорее всего, это была иллюзия. Просто мозг пытается найти порядок даже там, где его принципиально не предполагалось. Скажу прямо: после третьего просмотра я почти уверена, что в титрах не хватает важной надписи:
«При создании мультфильма ни один сценарист не пострадал — просто потому, что его там не было».
Сборы в России составили $48 712. Цифра скромная, но, видимо, достаточная, чтобы вдохновить создателей на продолжение. Один из продюсеров уже торжественно анонсировал новый проект «Домовые», римейк (или спин-офф; или извращение) Домовёнка Кузи.
И вот мой вывод. «Зубр Бублик» — это не просто странный мультфильм, это симптом. Мы наблюдаем, как детский контент стремительно превращается в лабораторию для тестирования возможностей искусственного интеллекта, а живые люди нужны лишь для того, чтобы озвучить то, что машина сгенерировала без малейшего понимания контекста, эмпатии или элементарного чувства ритма. Проблема не в том, что ИИ используется. Проблема в том, что им пытаются заменить профессию, которой он не владеет — профессию думать.
Поэтому в итоге остаётся ощущение, что дети — это последняя аудитория, о которой создатели вспомнили. И если так выглядит будущее анимации, нам всем придётся гораздо внимательнее следить не только за тем, что появляется в прокате, но и за тем, кто именно его создаёт. Потому что сказки должны рассказывать люди. Даже если речь идёт о зубре по имени Бублик.