Некоторые казахстанцы, судя по публикациям в сети, озабочены положением отечественных товаров на полках магазинов. Правда ли, что большие супермаркеты с помощью маркетинговых уловок подталкивают нас к покупке импортных товаров? Корреспондент MNU NEWSROOM прошёлся по магазинам столицы, чтобы понять – чью экономику поддерживает среднестатистический казахстанский покупатель
В интернете распространился ролик, где поднимается вопрос о потреблении отечественной продукции. На видео видно, что российские пряники занимают куда более выгодное положение на витрине в сравнении с казахстанскими.
Мнения под публикацией разделились. Кто-то говорит, что не имеет ничего против импортных продуктов, другие настаивают на поддержке местных производителей:
«Покупая отечественную продукцию, сохраняем и создаем рабочие места, налоги в бюджет, улучшаем социальную инфраструктуру».
Тем не менее есть и те, кого не устраивают изделия местного производства. По их словам, у некоторых казахстанских производителей качество не на должном уровне, за исключением крупных предприятий, где этому вопросу уделяют большое внимание.
«Казахстанской продукции, сделанной ИП, не доверяю. Нет контроля качества сырья, как на больших предприятиях»
Также нашлись пользователи, которые удивлялись ценам на импортные товары, так как они оказываются дешевле отечественных.
Видео с пряниками было снято в одном из супермаркетов SMALL. Изучив информацию об этой продовольственной сети у них на сайте, можно увидеть, кому она принадлежит, а именно ТОО СКИФ ТРЕЙД. Здесь же и представлен БИН этого товарищества. По нему можно понять, что главный офис ТОО находится в Алматы, выходит, это все-таки отечественные супермаркеты.
Наша редакция посетила несколько филиалов супермаркетов SMALL. В самой большой точке в том же отделе с пряниками, российские товары «Яшкино» находились внизу. В то время как отечественные на уровне глаз. Видимо после выхода того видеоролика, мерчандайзеры SMALL пересмотрели свой подход к выкладке продукции.
Однако в других филиалах дела с пряниками обстоят иначе. Там вообще нет товаров отечественного производства. Есть и «Яшкино» и «Тульские», но ни одного казахстанского бренда.
Корреспондент MNU NEWSROOM пыталась связаться с руководством крупных торгово-розничных сетей, таких как Magnum Cash&Carry и Galmart, однако на контакт представители компаний так и не вышли. Тем не менее мы обратились к сотрудникам вышеуказанных супермаркетов и к тем, кто работал там раньше.
Что же касается распределения по полкам, то как выяснилось, в больших супермаркетах действует маркетинговое правило, когда положение товара зависит от его ценовой категории.
«Это обычное распределение. Условно, где молочка там и молочные товары казахстанские. Ее место зависит от цены и популярности товара. Как правило, там действует обычный маркетинговый принцип: дорогие товары на верхней, со средней ценой посередине. До сих пор так распределяются товары. Опять же, это связано с ценой и быстрым выкупом. На самом деле там много нюансов, но это основной принцип распределения и раскладки», — говорит один из бывших сотрудников Magnum.
Витринам, посвященным одному продукту, тоже найдется объяснение. Многие производители выкупают эти самые места или предоставляют брендированный холодильник под них. Здесь становится понятно, почему наши отечественные товары проигрывают в положении на некоторых полках, ведь не у всех есть столько ресурсов, как у огромных корпораций.
«Да, некоторые производители платят за место на витрине, но об этом у нас молчат. Как правило — это большие бренды типа кока колы. Они покупают себе витрину и ставят товары своей компании (фанту, спрайт, и т.д.). Они также предоставляют холодильники», — продолжает сотрудник Magnum.
Такая тенденция в основном прослеживается в больших супермаркетах. Тем не менее в магазинчиках у дома ситуация похожая.
«Чаще всего приходили мерчандайзеры и предлагали свои товары, дальше мы уже сами решали работать ли с этой компанией. Не сказала бы, что производители очень старались попасть на полки, крупные компании сами понимают, что пользуются спросом, но, например, кока кола предоставила нам отдельный холодильник для хранения их продукции», — пояснила сотрудница локального магазина.
Сотрудник сети мини-маркетов «ОМаркет» подтверждает данную информацию:
«В большинстве случаев это решает офис, они заказывают товар, и администратор филиала занимается его приемом. Обычно производитель и администратор магазина договариваются о выделении личной полки для их товара. Это значит что на определенной полке, будет товар лишь этой компании. Иногда производитель в этих целях может выделить холодильник или брендовую полку лишь для их товара».
Впрочем, не смотря на такое «продвижение» импортных товаров, что большие торговые компании, что маленькие магазинчики стараются поддерживать отечественных производителей. У кого-то это просто политика заведения, кому-то местная продукция больше нравится из-за качества.
«Важно понять, что дискриминации по товарам нет и это бред. Наоборот, Magnum сейчас старается закупать больше казахстанских товаров чтобы в дальнейшем их продвигать», — сообщил бывший сотрудник Magnum
«В основном мы расставляли продукты по накладной, которую нам давали, не сказала, бы что отечественной продукции в ассортименте было намного меньше, она была в приоритете. продукты, сделанные в Казахстане, всегда стояли чуть ближе», — поясняет работница локального магазина.
На расположение товара влияет и его внешний вид. Упаковка также может решить, где он будет находиться. Например, маленькие батончики стараются ставить выше, в то время как большие коробки находятся внизу. Бутылки ставят с бутылками, мешки с мешками. Здесь стараются избегать визуального шума, все должно быть удобным и приятным для потребителей.
«Упаковка влияет так как тут принцип зонности. Условно бутылки должны стоят рядом с другими бутылками, это сделано для того, чтобы не смешивать запахи, и чтоб потребителю было легче найти сам товар по такой же упаковке», — говорит сотрудник Magnum.
На самом деле в выкладке товаров много нюансов. На это влияет цена самого товара, срок годности, бренд и даже упаковка. Опросив несколько сотрудников торговых точек разного сегмента, становится ясно, что владельцы напротив стараются продвигать местное производство. Причин, по которым товар на видео в соцсети оказался именно на том месте, может быть много. Возможно, это сделано лишь для удобства покупателей.