Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the cyrlitera domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/mnu.kz/newsroom.mnu.kz/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the jetpack-boost domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/mnu.kz/newsroom.mnu.kz/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the jetpack domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/mnu.kz/newsroom.mnu.kz/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the wordpress-seo domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/mnu.kz/newsroom.mnu.kz/wp-includes/functions.php on line 6114

Notice: Function _load_textdomain_just_in_time was called incorrectly. Translation loading for the polylang domain was triggered too early. This is usually an indicator for some code in the plugin or theme running too early. Translations should be loaded at the init action or later. Please see Debugging in WordPress for more information. (This message was added in version 6.7.0.) in /var/www/vhosts/mnu.kz/newsroom.mnu.kz/wp-includes/functions.php on line 6114
«Родители говорили: идите попрошайничать, на хлеб и на водку». Кто просит милостыни на улицах? - NEWSROOM
Сб. Ноя 23rd, 2024
Фото: freepik.com

Протянутая рука человека, просящего милостыню – знакомый образ для каждого городского жителя. Наверняка многие из вас хотя бы раз задумывались над тем, выбор это или безысходность, бизнес или нужда, помочь или пройти мимо? О том, что собой представляет попрошайничество в современных реалиях и необходимо ли принимать меры по борьбе с этим явлением, читайте в нашем материале. 

Мечеть Абу Насыра аль-Фараби, около семи вечера. У здания стоит женщина с коляской, из которой свисают ноги ребенка. Он будет лежать неподвижно на протяжении еще нескольких часов. По скверу на территории храма бегает девочка двух-трех лет, она играет возле цветочных клумб со своими ровесниками, пока ее не окликнет знакомый голос. Девочка плачет, просит оставить ее с новыми подружками играть с цветами, но после недолгих уговоров садится с матерью на ступеньки у входа в мечеть. Так выглядит обычная пятница Айгерим и ее детей. Женщина вынуждена просить милостыню из-за нехватки денег.

Встречая таких людей на улицах, в голове нередко проносится: «Лучше бы работать шла». Но, Айгерим, как и некоторые другие казахстанцы, просит милостыню не от безделия и лени. Она моет полы в подъездах и зарабатывает около 80 тысяч тенге в месяц, что ничтожно мало для содержания не только себя, но и троих маленьких детей. Муж, по ее словам, не может работать из-за травмы ноги, потому женщина стала единственной кормилицей семьи.

На вопрос о том, достаточно ли получается собрать с помощью попрошайничества, Айгерим призналась:

«Кто как даст. Одни могут оставить пару тысяч, некоторые просто не обратят внимания, а другие даже могут плохо обо мне отозваться. Кому скажешь, что ты тоже работаешь, и тебе все равно не хватает на жизнь. Предъявлять доказательства что ли?»

Среди тех, кто вынужден заниматься попрошайничеством, как выяснилось, есть и работающие люди. Но, бывают и другие истории. В столице, как и в остальных городах Казахстана, часто встречаются автобусные попрошайки. Обычно это дети до 12 лет, не похожие на местных жителей и плохо разговаривающие на казахском и русском языках. Иногда они поют песни или читают суры из Корана, тем самым усиливая эмоциональное воздействие на пассажиров и манипулируя чувствами верующих.

Интересный момент: вместе с пластиковыми стаканчиками для горсти монет, попрошайки стали носить с собой бумажные таблички с номерами для перевода денег на банковскую карту. Современные проблемы требуют современных решений или за этой деятельностью стоит кто-то еще? Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы позвонили по одному из таких номеров. Нам ответил человек, представившийся братом ребенка-попрошайки. Он был удивлен звонком и отметил, что до нас к нему никто не обращался, в том числе благотворительные фонды и правоохранительные органы.

К слову, свое имя анонимный собеседник так и не назвал, но поделился их историей: они приехали на заработки в Астану из Узбекистана около месяца назад. В их семье семь несовершеннолетних детей, которые не ходят в школу и целыми днями собирают деньги в общественных местах. Это помогает с покупкой еды и базовых принадлежностей, ведь, по его словам, аренда жилья и так дорого обходится для взрослых кормильцев семьи.

Фото: shutterstock.com

Побираться порой вынуждены не только дети мигрантов, но и наши, казахстанские. Во время работы над материалом мы столкнулись с трудностями в поиске героев, которые имели дело с принудительным попрошайничеством. Оно и понятно: вспоминать об этом мало кто хочет, а тем более говорить вслух с незнакомыми людьми. Поиски такого героя заняли несколько недель.

Позже мы решили обратиться в правозащитные организации. На наш запрос откликнулась Анна Рыль. Она руководит фондом «Коргау-Астана» с 2005 года и помогает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, жертвам бытового насилия и торговли людьми. Благодаря ей мы познакомились с Игорем, двадцатидвухлетним парнем с очень непростой судьбой.

Когда Игорю было 10 лет, он жил с матерью в квартире у ее подруги, которая тоже воспитывала маленького сына. Никто из взрослых на тот момент не работал, поэтому детям приходилось просить милостыню на улицах.

«Родители говорили: идите попрошайничать, на хлеб и на водку», – вспоминает Игорь.

Иногда мальчики даже пропускали школьные занятия, чтобы заработать хоть какие-то деньги для семьи. Руки на них не поднимали, но они столкнулись с тяжелым эмоциональном давлением со стороны собственных матерей. Это продолжалось на протяжении года. Не выдержав, Игорь сбежал из дома.

«Помню, что это было в районе «Встречи». Я пришел в кафе, подошел к барной стойке, так и сидел там, домой идти не хотел. Меня забрали к себе люди, которые там работали. Они помогли мне и до сих пор помогают. Я все еще хорошо с ними общаюсь», – признается молодой человек.

Родная мать Игоря, в свою очередь, искала сына и предпринимала всяческие попытки забрать его. Однако она не стала бороться с хроническим алкоголизмом и продолжила пить, из-за чего ребенка ей не вернули. В этот сложный период ему оказали помощь совсем чужие люди. Одели его с ног до головы и по сей день поддерживают с ним связь. Он прожил у них около года, пока органы опеки рассматривали дело о лишении родительских прав его матери. По словам Игоря, ему было лучше жить в детском доме, чем с родной матерью:

«Я чувствовал, скорее, облегчение, когда попал в детский дом. Мне не приходилось думать о том, что снова нужно будет попрошайничать и искать деньги на еду».

Для предотвращения подобных случаев необходимо забирать детей у родителей, которые пьют и заставляют зарабатывать с помощью попрошайничества, считает Игорь. Он также отметил, что можно пойти и попросить помощи у окружающих. Не стоит бояться рассказывать о том, что происходит дома. В конце концов, по его мнению, есть добрые люди, которые могут помочь.

Те, ко попал в сложную жизненную ситуацию могут обратиться за помощью к государству. Существует множество государственных программ для уязвимых слоев населения, рассказывает руководитель столичного Управления занятости и соцзащиты Илья Скуб. По его словам, об условиях для получения пособий и другой помощи говорят много, информация есть в открытых источниках. Вопрос лишь в том, насколько людям это интересно, ведь главное – это их желание:

«Для тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, если речь идет, допустим, о бездомных или упавших духом людей, у нас есть центр ресоциализации «Демеу». Центр располагается вблизи центрального рынка и принимает людей сроком до одного года, где они получают специальные соцуслуги: койко-место, нательное белье, средства гигиены и трехразовое питание», – рассказывает специалист.

В дневном стационаре центра «Демеу» проживают до 180 человек, а в ночном отделении до 50 человек. Единственное противопоказание: там не принимают людей в алкогольном и наркотическом опьянении, а также при наличии туберкулеза, СПИДа или ВИЧ, то есть социально опасных заболеваний, которые могут передаться другим людей.

«Кроме того, в центре могут посодействовать тем, кто по каким-то причинам остался без документов. Специалисты помогают их восстановить, а также получить необходимые справки. Для получения всех этих услуг заключается социальный контракт. Согласно его пунктам, взамен на получаемые услуги, человек обязуется либо трудоустроиться, либо, если это лицо с инвалидностью, его направляют в другое государственное учреждение – дом престарелых и инвалидов, где он сможет жить и получать эти услуги от государства», – объясняет Илья Скуб.

В акимате также пояснили, что существуют различные единовременные выплаты и льготы в зависимости от ситуаций. Например, адресная социальная помощь для тех, чей доход ниже черты бедности (в 2023 году – 28 397 тенге).

Среди прочего стоит выделить процедуру восстановления документов, удостоверяющих личность. Как было упомянуто ранее, на улицах оказываются не только граждане нашей страны, но и мигранты, а значит процесс может затянуться.

«Процедура достаточно сложная, особенно это касается тех граждан, которые до сих пор имеют на руках паспорта СССР образца 1971 года. Таких у нас еще довольно много в стране. Сам процесс занимает примерно от месяца до трех. Причем если это паспорта Узбекской, Кыргызской или Белорусской ССР, мы отправляем запросы в другие государства и ждем подтверждения, что такой человек действительно есть. Пока готовятся документы, люди находятся в нашем центре», – рассказал руководитель Управления.

На данный момент в нашем законодательстве ответственность за попрошайничество закреплена по статье 449 КоАП РК под названием «Приставание в общественных местах». Согласно первому пункту, действие должно совершаться именно в назойливой форме, за что правонарушителю может грозить предупреждение либо штраф в размере 5 МРП (17 250 тенге). Как такового юридического определения нет ни у самого попрошайничества, ни у его «назойливой» формы.

Директор института экономической политики, а также кандидат юридических наук Каирбек Арыстанбеков поделился мнением о том, что нужно изменить в законодательстве, чтобы четко разделять эти понятия:

«Речь идет не о том, чтобы просто ввести юридическое определение, а возможно даже рассмотреть целесообразность инициирования и разработки законопроекта в этой области. То, что попрошайничество закреплено только в КоАП-е – это огромный законодательный пробел».

Отметим, что последний депутатский запрос, затрагивающий эту проблему, был направлен в адрес Правительства еще в декабре 2018 года. Шакир Хахазов и другие мажилисмены тогда отметили, что «благодаря смягченным нормам попрошайничество приобрело весьма значительный размах» и Правительству необходимо принять серьезные меры для решения этого вопроса. О том, какие конкретные шаги нужно сделать, рассказывает эксперт Каирбек Арыстанбеков:

«Когда мы говорим о попрошайничестве, мы не должны забывать о так называемых «управляемых» людях, которые были вовлечены в эту деятельность не по своему желанию. Им надо помочь. Здесь поднимается вопрос о реабилитации и адаптации в области занятости. Но если взглянуть на ситуацию с другой стороны, данный вид деятельности превратили в бизнес. Одно дело – когда люди просят милостыню в позволенных местах. Например, в районе рынка, церквей или мечетей. Это допустимо. Но когда люди зарабатывают там, где это не предусмотрено или запрещено хотя бы по культурным соображениям, здесь нужно принять какие-то ограничительные меры».

Эксперт настаивает на необходимости вести специальный мониторинг, согласно которому можно будет определить категорию попрошаек: действительно нуждающихся или тех, кто находится под влиянием третьих лиц. Государственные органы, в свою очередь, должны принять меры по каждому из просящих милостыню. К примеру, утвердить Дорожную карту, по которой будут отмечены лица, которых трудоустроили, кто способен работать, а кто – нет.

Немного о мониторинге: для того, чтобы получить статистику по вопросам попрошайничества мы обратились в Министерство внутренних дел, в Комитет по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокураторы, а также в Департамент полиции города Астаны. Ответа от них мы так и не дождались, что наталкивает на вопрос о том, а есть ли эти данные вообще? Ведет ли кто-то эту статистику? И если она есть, то почему мы не видим ее в свободном доступе?

У попрошайничества тысячи лиц и столько же историй, которые остаются неуслышанными и забытыми. Но прежде всего, это такие же люди, как и все мы. Не стоит поспешно вешать на кого-то клеймо социального паразита и обвинять его в нежелании быть активным членом общества. Это всегда легче. Сложнее – понять первопричину этой ситуации и что нужно предпринять, чтобы улицы городов страны не заполонили люди, не нашедшие для себя более достойного места в обществе.

До тех пор, пока профилактические меры в виде помощи уязвимым слоям населения не будут доступны и понятны каждому нуждающемуся, ужесточать наказания за попрошайничество – безответственно.

Ко всему прочему, при рассмотрении такого общего, казалось бы, явления, становятся заметны пробелы на разных ступенях государственного механизма: как работает миграционная или ювенальная полиция, насколько распространена информация для тех, кто в ней реально нуждается и привлекаются ли к ответственности виновные за принуждение.

Это лишь некоторые из многих вопросов, которые нуждаются в рассмотрении и незамедлительном вмешательстве со стороны государства, разных министерств и ответственных лиц. Которые, лишь объединив усилия с привлечением экспертного сообщества и гражданской общественности смогут выстроить законный механизм решения этой социальной проблемы.

А если говорить о каждом из нас – мы тоже можем не остаться в стороне. Например, в следующий раз, положив нуждающемуся монетку в ладонь, поинтересоваться, нужна ли ему социальная помощь и готов ли он поехать в реабилитационный центр? Или спросить, не принуждают ли человека заниматься попрошайничеством. Хотя бы попытаться поучаствовать в судьбе человека, который опустил руки и поднимает их лишь за милостыней.

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *