Сб. Май 3rd, 2025

Помните, несколько лет назад все носились с загадочной аббревиатурой NFT? Многие не вовлеченные в IT люди с трудом понимали, что такое блокчейн (некоторые не понимают и сейчас — не будем показывать пальцем на редактора), а уж NFT для них вообще так и остался загадкой. При том, что объяснение было очень простое. NFT (Non-Fungible Token) — это уникальный цифровой предмет, который нельзя копировать. Например, это может быть картинка, видео или музыка, и с помощью NFT можно доказать, что именно вы владеете этим уникальным объектом в интернете. Году к 2023-му мода на NFT ушла, рынок коллекций обрушился, да и в целом явление подверглось жесточайшей критике из-за высоких экологических рисков.

Но про NFT забыли не все. Сырым Сериков — казахстанский предприниматель и основатель компании Jasaim Blockchain — стал первым в Казахстане, кто предложил с помощью NFT оцифровывать дипломы: это было как раз в 2023 году. До этого Сериков с партнером управлял веб-студией и разрабатывал сайты и мобильные приложения. Сейчас компания Сырыма активно использует блокчейн-технологии в реальной жизни. Мерей Рахимбекова поговорила с предпринимателем о том, как себя сейчас чувствует блокчейн в Казахстане.

— Как вам в голову пришла идея проекта NFT-дипломов?

— Я был на лекции одного из университетских ректоров, и на ней он сказал, что для дипломов вуз заказывает бумагу с Нацбанка. Этот такая специальная бумага, которая имеет определенные свойства, обнаруживаемые при ультрафиолетовом свете. В это время мы с моим другом Алиханом работали над двумя другими NFT-проектами, и я подумал: что, если эту бумагу и дипломы перенести в формат NFT? Тогда можно добиться прозрачности, транспарентности — и дипломы будет просто невозможно подделать. К тому же, это будет гораздо дешевле, чем заказывать специальную бумагу с Нацбанка. Я рассказал эту идею президенту университета, ему понравилось — и в июле 2023 года мы запустили проект совместно с КБТУ. После этого на нас вышли другие университеты: Satpayev University, Korkyt Ata Kyzylorda University и другие. Мы смогли внедрить проект [даже] в RIT Dubai — и сейчас работаем над его масштабированием и улучшением.

— А как начинался Jasaim Blockchain?

— В 2022 году мы участвовали в хакатоне от Jas Ventures, где разработали криптокошелек для бизнеса. Это мобильное приложение, через которое можно оплачивать и покупать услуги и товары с помощью криптовалюты. После участия в хакатоне нам выделили грант и офис на территории Экспо. Мы основали компанию и начали развивать этот проект.

— Были ли у вас какие-то другие проекты до Jasaim?

— До создания Jasaim у нас с моим кофаундером Алиханом, с которым мы сейчас также ведем Jasaim, была веб-студия SiteLine. Мы разрабатывали IT-сайты, мобильные приложения, веб-приложения под ключ, а также участвовали в создании порталов для других стартапов. В 2021-2022 годах был большой бум NFT, коллекции NFT хорошо продавались. Мы сами участвовали в разработке двух таких коллекций, учились их продвигать и разрабатывать смарт-контракты. После этого, собственно, мы и решили основать свою компанию и заниматься собственными блокчейн-продуктами.

Сырым Сериков

— Чем Jasaim отличается от других блокчейн-компаний в Казахстане?

— В Казахстане, да и в Центральной Азии, крупные блокчейн-компании можно посчитать по пальцам. В основном, это майнеры и криптобиржи. Наше отличие в том, что мы внедряем блокчейн в реальный сектор. Мы сейчас создали проект, где применили блокчейн в образовании, и хотим использовать эту технологию для решения проблем и улучшения процессов в реальном секторе экономики. Нас не интересует криптотрейдинг, нас не интересует использование блокчейна в протоколах DeFi. Мы сосредоточены на применении этой технологии в повседневной жизни для решения обычных проблем.

— Как вообще развита блокчейн-индустрия в Казахстане?

— У нас всё хорошо с майнингом, есть МФЦА и много талантливых ребят, которые могут разрабатывать отличные продукты. Однако барьер, который мы считаем препятствием для дальнейшего развития, — это «регуляторка». Многие аспекты внедрения блокчейна в реальный сектор требуют изменений в законодательстве и полного понимания того, как работает эта технология в контексте реальных бизнес-процессов. Мы считаем важным, чтобы новые законодательные инициативы учитывали интересы блокчейн-разработчиков и компаний, занимающихся созданием блокчейн-продуктов.

— Насколько мы знаем, вы не ограничиваетесь Казахстаном и хотите развивать сотрудничество с лабораторией в Гонконге? Как оно возникло?

— В сентябре прошлого года по приглашению Astana Hub мы приняли участие в Global Digital Trade Expo. У нас был стенд компании, мы искали партнеров, представляли наши продукты. В соседнем стенде был стенд Гонконга, и там представлялась лаборатория IFT — AI Power Finance Technologies. Мы познакомились с ребятами, нашли общие точки соприкосновения и решили подписать меморандум о совместном исследовании. Мы планируем, во-первых, изучить и найти партнеров в Гонконге в рамках программы SoftLanding. Также у нас был опыт работы в Дубае, мы проходили программу Smart Learning, и мой кофаундер Алихан прошел инкубацию на базе RIT. В общем, планируем выходить на международные рынки.

— Сколько человек работает у вас в команде?

— Когда мы только начинали, то привлекли самых талантливых знакомых — в основном, выпускников НИШ. Но по мере развития компании мы поняли, что для нас важны три аспекта при подборе ребят в команду. Первое — это gets it: то есть человек чётко понимает задачи. Второе — это wants it: то есть человек хочет выполнять задачи. И третье, немаловажное — это has capacity to do it: то есть человек может выполнять задачи. Мы оцениваем людей по этим трем критериям и на основе этого принимаем решение, брать ли их в команду. В нашей команде работает 12-15 человек, но под конкретный проект мы в среднем подключаем 8-10 человек.

Сырым Сериков

— А сейчас вы ищете работников?

— У нас есть контракты с университетами, в рамках которых мы принимаем стажеров. У нас есть контракт с ITU, в будущем планируем привлекать стажеров из NU. Но в целом мы открыты для любых стажировок и планируем начинать в мае.

— Что бы вы посоветовали молодым людям, которые хотят запустить свой стартап в сфере IT?

— Первое — ставить приоритеты, не распыляться, иметь фокус. Во-вторых, для того чтобы сдвинуть проект на новый уровень, важно быть полностью вовлеченным в проект. Также важно уметь говорить «нет». Постоянно будут появляться новые возможности и альтернативные пути, но нужно выбрать конкретную цель и двигаться к ней. Я часто вижу, как IT преподносится как панацея, но забывают про доменную экспертизу в самой сфере. В нашем случае, например, это образование. Очень важно не быть просто айтишником, но и иметь знания в другой отрасли или индустрии.

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *