С прошумевшей на весь Казахстан международной выставки прошло 7 лет. EXPO должен был стать местом мирового обмена опытом по альтернативным источникам энергии. Однако в стране по сей день остро необходимо строительство ТЭЦ для некоторых регионов. Насколько изменилась ситуация с возобновляемыми источниками энергии и когда начнется переход к «зеленой экономике»?
Экология довольно болезненная тема для Казахстана. Не секрет, что она влияет не только на состояние окружающей среды, но и на самочувствие самих граждан. То же можно сказать и об оснащении электричеством: наша страна все еще зависит от угля, нефти и газа. Тем не менее, в 2017 году были большие ожидания на счет перехода на альтернативные источники энергии. Причиной тому стала, проходящая в то время, выставка, посвященная возобновляемым ресурсам.
Цели «ЭКСПО-2017» во многом пересекаются с задачами Стратегии-2050, а также Концепцией перехода к «зеленой экономике». В Концепции прописан план по достижению не менее 3% к 2020 году в доле выработки электроэнергии альтернативными источниками, а именно солнечными и ветряными станциями. По данным Бюро национальной статистики совместная доля по выработке электроэнергии ВИЭ на 2022 год составляет 3,7%, хотя в 2020 году показатель не превышал 1,9%. Если рассматривать их значения отдельно, то мы получаем к 2020 году: 0,9% – ветровых и 1,1% – солнечных и к 2022 году: 2,0% и 1,7% соответственно. Однако так ли эффективны предпринятые меры, и какие существуют подводные камни у уже реализованных проектов?
Одним из новшеств стало введение и продление беспошлинного ввоза для электроавтомобилей. Продлить данную меру до 31 декабря 2025 года, решено на Совете Евразийской экономической комиссии. Ожидается, что это повлечет за собой улучшение экологической обстановки в городах, путем уменьшения выбросов выхлопных газов в атмосферу. Согласно информации портала Tengrinews.kz, количество зарегистрированных в стране электрокаров превысило отметку в 7 тысяч, а это составляет 0,175% от общего числа легковых автомобилей в стране. Беспошлинный ввоз распространяется только на физических лиц и ограничивается лишь 1 машиной в год, не подразумевая под собой предпринимательскую деятельность.
Казахстанцы только начинают знакомиться с эко-френдли транспортом, и если с каждым годом интерес к электрокарам будет увеличиваться, то есть все шансы что население постепенно пересядет на «электрички». Однако даже сейчас, при наличии такого малого количества бездымных машин, владельцы сталкиваются со сложностью в их содержании, в частности проблемой дефицита зарядных станций.
Обращение МЧС о запрете использования электростанций в паркингах жилых домов вызвало недовольство среди владельцев эко-машин. Станций стало не только ничтожно мало – 112 по всей стране, но и располагаются они на улице, что крайне непрактично. Людям приходится занимать очереди и ждать по несколько часов для того, чтобы просто зарядить свой транспорт. Без должного развития инфраструктуры зарядных электростанций, переход к электромобилям не станет возможным для Казахстана.
При успешном вытеснении привычных нам топливных машин «экологичными» альтернативами, высок риск того, что процент загрязнения атмосферы останется таким же, если не возрастет. Для обеспечения функционирования всех электрокаров необходимо большое количество электричества. Хоть сами электромобили не выпускают выхлопные газы, для выработки электроэнергии на их функционирование тепловые электростанции будут выбрасывать большой объем токсичных отходов в атмосферу. Таким образом, меняются лишь источники загрязнения – вместо выхлопных труб, трубы ТЭЦ. «Чистота» электромобиля зависит от источника энергии: страна может добиться большей экологичности электрокаров, лишь при полном переходе на ВИЭ.
И даже при выполнении пункта о переходе к возобновляемым источникам энергии, и сокращении выбросов в атмосферу, экологичность электромобилей все еще остается под вопросом. Причиной тому – опасная утилизация аккумуляторов. Чаще всего их переработка стоит более крупных вложений и затрачивает в 10 раз больше энергии, чем при производстве. Именно по этой причине, после окончания срока службы аккумуляторы просто оказываются на свалке, где находятся годами и выделяют токсичные элементы и тяжелые металлы в окружающую среду.
Еще одним способом внедрить «зеленую экономику» Казахстан выбрал постройку ветряных мельниц (ВЭС). По данным Ассоциации ВИЭ «QazaqGreen» на текущий момент в стране действует 46 ветряных электростанций, большая часть которых расположена на территории Алматинской области. И решение кажется весьма рациональным: ветер — неисчерпаемый источник энергии, к тому же еще и бесплатный, не считая цены за установку ветровых станций. Кроме того способ весьма экологичный – полное отсутствие выбросов углекислого газа при преобразовании энергии. А также относительно низкая себестоимость энергии, за счет отсутствия дополнительных затрат на топливо и обслуживание «ветряков».
Тем не менее, есть и свои, достаточно весомые недостатки, при эксплуатации ВЭС. И главная особенность, как и в случае с электрокарами, заключается в утилизации самих ветряных установок после окончания срока службы. С учетом того, что среднее время работы мельниц составляет около 20 лет. ВЭС состоят из огромного количества электронных отходов, которые содержат в себе множество металлов: медь, платина, серебро, а также химических веществ вроде ртути и свинца, которые могут нанести вроде не только экологии, но и здоровью местных жителей. Поэтому вопрос утилизации требуют тщательного рассмотрения.
Оптимальным способом остается переработка внутренностей устройств и их повторное использование. Но вот с лопастями самих мельниц возникает больше проблем: переработка огромных металлических конструкций довольно энергоемкое занятие, поэтому лучшим способом считается их захоронение, однако и это требует больших территорий под новую свалку.
Возвращаясь к финансовому аспекту, стоит упомянуть, что хотя себестоимость энергии ВЭС достаточно небольшая, постройка и установка оборудования обходится Казахстану в немалые деньги. К примеру, ветропарк в Шелекском коридоре Алматинской области стоил стране 37 млрд тенге, 28 из которых были взяты в кредит на 15 лет в китайском банке, пишет informburo.kz. Насколько были рациональны подобные траты, с условием, что станции будут вырабатывать лишь 60 МВт, при потребности Алматы в 1,5 тысячи МВт в день?
Впрочем, правительство Казахстана продолжает активно развивать возобновляемые источники энергии, а министр энергетики, Алмасадам Саткалиев, настроен крайне решительно, предлагая использовать ВИЭ и в системе теплоснабжения страны.
«Республика Казахстан с ее площадью, занимающей девятое место в мире, обладает значительным потенциалом для развития сектора возобновляемых источников энергии. Обширные территории страны обладают высоким потенциалом развития ветровой, солнечной и гидроэнергетики, внедрения современных технологий и устойчивого развития. В ближайшие время республика имеет все возможности занять лидирующие позиции в мире по развитию ветровой генерации», – сказал глава Минэнерго на заседании Сената 23 февраля 2024 года.
Министр акцентировал внимание на солнечной энергии, сообщив, что «в южных регионах страны около 2200-3000 солнечных часов в год, что позволяет быть конкурентоспособными с самыми солнечными странами в мире».
Одной из основных целей ЭКСПО был переход на альтернативные источники энергии, для того чтобы уменьшить количество выбросов в атмосферу. Однако, основываясь на данных Бюро национальной статистики становится ясно, что увеличение доли энергии вырабатываемой экологичными источниками не особо повлияло на состояние экологии. Это касается не только углеводородных выбросов, но и прочих газов. Государство ставит благородные цели и задачи, пытаясь улучшить ситуацию с энергодобывающими ресурсами, тем не менее, показатели выбросов меняются незначительно, а затраты на развитие ВИЭ продолжают расти.