Остановись, мгновенье
Когда мир становится слишком быстрым, тревожным и непредсказуемым, мы ищем точку опоры. Для кого-то это спорт. Для кого-то — привычный ритуал. А для многих — старый фильм, который мы знаем почти покадрово.
Однако привычка пересматривать одни и те же фильмы — это не просто про комфорт. Это — отражение сложных психологических процессов.
Чтобы глубже понять их, я поговорила с психологом и психотерапевтом Айслу Габдул-Гафуровой, которая работает с эмоциональными состояниями, кризисами и механизмами саморегуляции.

Если человек выбирает знакомый фильм, он не выбирает сюжет — он выбирает чувство, которое ему нужно прямо сейчас. Айслу говорит это почти сразу, ещё до моего первого вопроса. «Речь не о том, что мы любим один фильм. Речь о том, что этот фильм однажды стал эмоционально значимым. И психика возвращается туда, где ей было тепло, спокойно, стабильно», — объясняет специалистка.
Мозг запоминает не кадры — а состояние, в котором мы находились во время просмотра. И если нам нужно это состояние обратно, мы возвращаемся туда.
— Айслу, почему вообще психика тянется к повторению?
— Потому что повторение — это безопасность. Наш мозг устроен так, что любит предсказуемость. Неизвестность требует энергии. А когда человек устал, выгорел или находится в тревоге, он не может тратить энергию на новое. Это как детская привычка просить одну и ту же сказку. Механизм тот же — потребность в устойчивости.
— Какие эмоции мы пытаемся вернуть, когда пересматриваем любимый фильм?
— Большинство людей ищет утешение. Но спектр ощущений гораздо шире. Кто-то возвращается к восторгу, кто-то к романтике, кто-то к чувству «меня понимают». Фильм становится эмоциональной лабораторией: там безопасно проживать чувства, которые в реальной жизни сложнее выдержать.
Иногда люди пересматривают фильм, чтобы вернуть чувство, связанное не с фильмом, а с периодом жизни: студенчеством, первыми отношениями, ощущением возможностей.
— А может ли пересмотр быть способом избегания?
— Да, но это не всегда плохо. Иногда избегание — тоже защита. Важно не демонизировать его. Психика не делает ничего просто так. Если человек укрывается в фильме — значит, ему нужно это укрытие. Но если фильм становится единственным способом саморегуляции — это уже тревожный сигнал. Человек начинает прятаться от реальности.
— Почему в периоды стресса мы избегаем новых фильмов?
— Потому что новое — это стимул. А в стрессе нервная система перегружена. Любой новый стимул — риск взрыва эмоций: разочарования, страха, триггера. Поэтому психика выбирает то, что не ранит. Это как надеть любимую толстовку вместо нового платья. В ней безопаснее.
— Можем ли мы «читать» человека по тому, что он пересматривает?
— Да, и это очень точный маркер. Человек — это то, к чему он тянется бессознательно:
- Комедии — желание лёгкости, снятия давления;
- Детские фильмы — потребность в защищённости;
- Романтика — дефицит тепла, близости;
- Драмы — стремление прожить чувство, на которое нет пространства в жизни;
- Фэнтези/приключения — нехватка свободы и вдохновения;
- Фильмы про успех — поиск мотивации и уверенности.
(Интересно, как быть, если наш главред любит пересматривать определённые серии «Агента национальной безопасности», реконструкции авиакатастроф и рубрику «Ужас» из программы «Городок»? — примечание отчаявшейся что-то понять редакции)
— А почему некоторые люди смотрят один и тот же фильм каждый день?
— Это способ создать структуру в хаосе. Когда жизнь кажется нестабильной, ритуал повторения даёт ощущение контроля. Иногда это способ снизить уровень тревоги. Иногда — сигнал, что человеку нужен разговор, поддержка, контакт.
— Как со временем меняется восприятие одного и того же фильма?
— Это удивительный процесс. Мы смотрим тот же фильм, но сами при этом становимся другим человеком. На первом просмотре фильм резонирует с одними частями нашей психики — скажем, ощущением романтики. Через пять лет — с другими: зрелыми, уставшими, свободными. И каждый пересмотр становится диалогом с собой в разные периоды жизни.
Зачем современному поколению нужны «комфорт-фильмы»
Айслу отмечает, что последние годы усилили этот феномен по нескольким причинам:
- информационная перегрузка;
- рост тревожных расстройств;
- темп жизни;
- эмоциональное выгорание;
- цифровая зависимость;
- социальное давление.
Наша экспертка предлагает простую технику, как превратить пересмотр одних и тех же фильмов в осознанный инструмент самопомощи.
1. Спросить себя: «Почему я хочу этот фильм?». Ответ может многое рассказать о внутреннем состоянии.
2. Иметь подборку фильмов для разных эмоций. Это эмоциональная аптечка.
3. Разрешать себе возвращаться к любимому — без чувства вины. Комфорт — это ресурс.
4. Но не заменять фильмами реальную жизнь. Если фильм становится убежищем — стоит поговорить с психологом.