Почему мы пересматриваем одни и те же фильмы

Почему мы пересматриваем одни и те же фильмы

О чём материал: Интервью психолога-специалиста о том, как быть, если мы уже в десятый раз пересматриваем «Дьявол носит Prada», а застрявший в отверстии от кнопки Play на пульте палец вытащили ещё четыре просмотра назад.

На что обратить внимание: Пересмотр одного и того же — это не плохо. Нужно просто чётко понимать, что именно и для какой конкретной цели. И даже если это ради того, чтобы успокоиться — это тоже нормально. В этой жизни вообще почти всё нормально!

Цитата: «Психика не делает ничего просто так. Если человек укрывается в фильме — значит, ему нужно это укрытие».

Остановись, мгновенье

Когда мир становится слишком быстрым, тревожным и непредсказуемым, мы ищем точку опоры. Для кого-то это спорт. Для кого-то — привычный ритуал. А для многих — старый фильм, который мы знаем почти покадрово.

Однако привычка пересматривать одни и те же фильмы — это не просто про комфорт. Это — отражение сложных психологических процессов.

Чтобы глубже понять их, я поговорила с психологом и психотерапевтом Айслу Габдул-Гафуровой, которая работает с эмоциональными состояниями, кризисами и механизмами саморегуляции.

Если человек выбирает знакомый фильм, он не выбирает сюжет — он выбирает чувство, которое ему нужно прямо сейчас. Айслу говорит это почти сразу, ещё до моего первого вопроса. «Речь не о том, что мы любим один фильм. Речь о том, что этот фильм однажды стал эмоционально значимым. И психика возвращается туда, где ей было тепло, спокойно, стабильно», — объясняет специалистка.

Мозг запоминает не кадры — а состояние, в котором мы находились во время просмотра. И если нам нужно это состояние обратно, мы возвращаемся туда.

— Айслу, почему вообще психика тянется к повторению?

— Потому что повторение — это безопасность. Наш мозг устроен так, что любит предсказуемость. Неизвестность требует энергии. А когда человек устал, выгорел или находится в тревоге, он не может тратить энергию на новое. Это как детская привычка просить одну и ту же сказку. Механизм тот же — потребность в устойчивости.

— Какие эмоции мы пытаемся вернуть, когда пересматриваем любимый фильм?

— Большинство людей ищет утешение. Но спектр ощущений гораздо шире. Кто-то возвращается к восторгу, кто-то к романтике, кто-то к чувству «меня понимают». Фильм становится эмоциональной лабораторией: там безопасно проживать чувства, которые в реальной жизни сложнее выдержать.

Иногда люди пересматривают фильм, чтобы вернуть чувство, связанное не с фильмом, а с периодом жизни: студенчеством, первыми отношениями, ощущением возможностей.

— А может ли пересмотр быть способом избегания?

— Да, но это не всегда плохо. Иногда избегание — тоже защита. Важно не демонизировать его. Психика не делает ничего просто так. Если человек укрывается в фильме — значит, ему нужно это укрытие. Но если фильм становится единственным способом саморегуляции — это уже тревожный сигнал. Человек начинает прятаться от реальности.

— Почему в периоды стресса мы избегаем новых фильмов?

— Потому что новое — это стимул. А в стрессе нервная система перегружена. Любой новый стимул — риск взрыва эмоций: разочарования, страха, триггера. Поэтому психика выбирает то, что не ранит. Это как надеть любимую толстовку вместо нового платья. В ней безопаснее.

— Можем ли мы «читать» человека по тому, что он пересматривает?

— Да, и это очень точный маркер. Человек — это то, к чему он тянется бессознательно:

  • Комедии — желание лёгкости, снятия давления;
  • Детские фильмы — потребность в защищённости;
  • Романтика — дефицит тепла, близости;
  • Драмы — стремление прожить чувство, на которое нет пространства в жизни;
  • Фэнтези/приключения — нехватка свободы и вдохновения;
  • Фильмы про успех — поиск мотивации и уверенности.

(Интересно, как быть, если наш главред любит пересматривать определённые серии «Агента национальной безопасности», реконструкции авиакатастроф и рубрику «Ужас» из программы «Городок»?примечание отчаявшейся что-то понять редакции)

— А почему некоторые люди смотрят один и тот же фильм каждый день?

— Это способ создать структуру в хаосе. Когда жизнь кажется нестабильной, ритуал повторения даёт ощущение контроля. Иногда это способ снизить уровень тревоги. Иногда — сигнал, что человеку нужен разговор, поддержка, контакт.

— Как со временем меняется восприятие одного и того же фильма?

— Это удивительный процесс. Мы смотрим тот же фильм, но сами при этом становимся другим человеком. На первом просмотре фильм резонирует с одними частями нашей психики — скажем, ощущением романтики. Через пять лет — с другими: зрелыми, уставшими, свободными. И каждый пересмотр становится диалогом с собой в разные периоды жизни.

Зачем современному поколению нужны «комфорт-фильмы»

Айслу отмечает, что последние годы усилили этот феномен по нескольким причинам:

  • информационная перегрузка;
  • рост тревожных расстройств;
  • темп жизни;
  • эмоциональное выгорание;
  • цифровая зависимость;
  • социальное давление.

Наша экспертка предлагает простую технику, как превратить пересмотр одних и тех же фильмов в осознанный инструмент самопомощи.

1. Спросить себя: «Почему я хочу этот фильм?». Ответ может многое рассказать о внутреннем состоянии.

2. Иметь подборку фильмов для разных эмоций. Это эмоциональная аптечка.

3. Разрешать себе возвращаться к любимому — без чувства вины. Комфорт — это ресурс.

4. Но не заменять фильмами реальную жизнь. Если фильм становится убежищем — стоит поговорить с психологом.

ОБСУДИ МАТЕРИАЛ