Чтобы костюмчик сидел
Первое прикосновение
Первый опыт — это всегда немного страшно. Незнакомое кажется сложным, а ошибки неизбежными. Но именно из любопытства, азарта и желания попробовать хоть раз и рождается настоящее увлечение.
Так началась и история Эмилии. Насколько бы первый опыт девушки ни казался спонтанным, тяга к этому увлечению, как выяснилось, у нее была еще с детства. Уже в школе девочка с помощью матери создавала различные интересные образы. Часто это были костюмы на утренники. В ход шло все, что только было под рукой: пакеты, крышки из-под напитков и любые нестандартные материалы. Вместе с мамой они всегда старались придумать что-то интересное и необычное.
Увлечение продолжилось и в более сознательном возрасте будущей косплеерши. Тот образ, который Эмилия сейчас вспоминает как свой первый полноценный косплей, был создан в 2016 году, когда девушке было 26 лет. Это была популярная в то время, безумная и харизматичная Харли Квинн.
«Поначалу я не знала, как всё устроено и что именно нужно делать. Вокруг не было людей, которые могли бы подсказать или познакомить с комьюнити, поэтому было много страха писать кому-то с вопросами» — вспоминает Эмилия.
Но храни Господь YouTube от косых взглядов любых властей, ведь именно благодаря роликам в интернете девушка смогла во всем разобраться и собрать свой первый костюм по видеоурокам.
Подготовка
Любой косплеер вам скажет, что подготовка к каждому образу — целая история. И Эмилия точно не исключение.

Все начинается с подбора «жертвы». Безусловно, важную роль играет симпатия к самому персонажу. Внешность и характер того, в кого вы перевоплощаетесь, на это нельзя не обращать внимание. Скажем прямо и по-современному: это базовый минимум. Допустим, Эмилии с детства нравилась главная героиня фильма «Пятый элемент» — Лилу (мультипаспорт! Тьфу, то есть: одобряем!). Так что косплей на нее стал полноценным воплощением детской мечты.
Когда вы набираетесь опыта, просто симпатия к персонажу перестаёт быть единственным критерием подбора.
Каждый персонаж — вызов самому себе. А смогу ли я реализовать эту идею? А освою ли эту новую технику? И сколько же мне придется делать все эти мелкие детали? Именно это и мотивирует косплеершу на новые образы (ну не явный ли признак мазохизма? И никаких БДСМ-студий в Астане не нужно).
Такие мысли приводят к опытам с необычными материалами, работе со светящимися элементами, созданию каркасных париков — и другим вещам, в которых вы всё равно не разберётесь, так что просто поверьте нам: это вызов.
Хотя иногда причина для очередного косплея может быть и весьма банальной: «О, на меня похожа». Так, например, родился косплей на Аду Вонг из Resident Evil 4. Да и как признается Эмилия, иногда просто хочется поносить удобный косплей, а не крылья с хвостом. Главный редактор у нас ещё иногда, кстати, жалуется, что ему, помимо прочего нимб давит. Знаете, он тоже в каком-то смысле косплеер.
Популярность самого персонажа на взгляд девушки не столь принципиальна. Тут уже все зависит от фандома. Чем тщательнее аудитория знакома с лором (не путайте с лор-врачом, это от английского lore — то есть «знания»: речь о биографии и предыстории персонажа), тем лучше. У знакомой с историей аудитории образ воспринимается ярче и эмоциональнее, а заложенные детали и атмосфера читаются легче.
Что по времени?
Тут все относительно. Если простые образы требуют «недолгих», по мнению Эмилии, двух недель, то реализация более крупных и детализированных проектов может занимать месяцы.

Вот вы бы смогли полгода корпеть над одним костюмом? А Эмилия может. Почти столько занял у нее косплей сексуальной дьяволицы из Доты 2 — Королевы боли (Queen of Pain). Завидуем её количеству свободного времени!
«Обычно процесс включает несколько этапов: поиск референсов, подбор материалов, эксперименты с техниками, неудачные попытки и замены стратегий во время изготовления, покрас, состаривание или battle damage — и только потом финальная сборка готового костюма», — объясняет Эмилия.
Сама автор конечного образа замечает вдобавок, что уйму времени на самом деле занимают именно переделки. Элемент не обязательно неудачный, но в процессе находится куча способов сделать его лучше. Что-то приходится делать заново — возможно, и не один раз, чтобы найти окончательный вариант.
Примером может служить тот самый победный образ Наги, представленный на Comic Con Astana. Змеиный хвост изначально должен был быть цельным, но в конечным варианте стал сегментным.
«Подобные переделки занимают массу времени, но именно они позволяют достичь результата, которым действительно гордишься», — заявляет Эмилия, и это будто косплей на Токаева, корпящего над новой Конституцией.
Отдельного внимания заслуживает прическа (образа — не Токаева). Даже если ваши натуральные волосы схожи с теми, что есть у персонажа, вам вероятнее всего понадобится парик. Основная деятельность Эмилии — барберинг: проще говоря, она парикмахер. Но даже это не облегчает ей задачу в подготовке париков. К удивлению (нашему), работа с париками и укладками в косплее сильно отличается от стрижек и укладок людей. Это называется вигмейкинг: буквально wig – парик, make — делать. Это настолько важная и трудоемкая часть работы, что уже давно считается отдельной частью индустрии. Есть даже специалисты, которые занимаются исключительно укладками. И, можете поверить, это удовольствие не из дешевых, как в прочем и вся сфера косплея. Один только качественный парик с готовой укладкой может стоить более 500 тысяч тенге.
Так, а что по деньгам?
Уже по части париков можно понять, что косплей занятие — далеко не из дешевых. Смотря на пример Эмилии, можно сказать: ну, она же выиграла почти четыре миллиона — значит, дело прибыльное! Но на самом деле не всегда: даже у профессиональных косплееров часто не получается выйти в плюс. К примеру, тот костюм, благодаря которому девушка заняла гран-при, потребовал почти 400.000 тенге на создание. Безусловно, это меньше, чем призовой фонд, но что было бы в случае, если Эмилия не выиграла? Ведь этот костюм даже на ужин не наденешь!

Одной из самых дорогих частей при создании косплея является всё то оборудование, которое вам понадобится для создания образа. И не важно, купите ли вы тот или иной аппарат или будете брать его в аренду. Конечно, косплеер может отделаться лишь тратами на материалы и своим драгоценным временем, если делает всё вручную. В таком случае его должна больше всего волновать цена на мех, кожу и другие натуральные материалы (шить костюмы из собственной кожи пока косплееры не додумались). Но если заказывать отделку костюма у кого-то, то итоговая цена может подскочить в несколько раз.
Таким образом, варианта для создания хорошего косплея всего два: вы тратите либо деньги, либо время. Хотя кого мы обманываем: денег вы лишитесь в любом случае, во что бы вы ни оделись!
Но мало создать косплей, его же нужно еще и перевезти. Тут за обычное то такси не расплатишься, а для крупных косплеев нужно порой заказывать целую «Газель». Коробки, чтобы всё уложить, можно попросить и в магазине рядом — но это сомнительная экономия.
Да и декоративная косметика с гримом — удовольствие не из дешёвых. На косплеи по типу Королевы боли из «Доты 2» может уйти куча грима, так как приходиться стилизовать под образ не только лицо, а фактически всё тело. Самые большие фанаты косплея Эмилии, кстати, работают в «Астана Су Арнасы»: только представьте, какие цифры на счетчиках за воду у Эмилии после того, как она, наконец, смоет весь свой образ!
Сложнаааааа!
И вроде после всего прочитанного язык не повернется сказать, что косплеи —это легко, но на самом деле всё ещё хуже, чем вы думаете.
На трудность воплощения персонажа часто влияют нестандартные формы, различные эффекты и громоздкие элементы брони. Всё та же Королева Боли — не только один из самых долгих, но по совместительству самый сложный проект Эмилии по этой причине.
Вот представьте: огромные крылья, встроенная дым-машина и невероятное количество подсветки — и всё это на теле человека в открытом платье без рукавов с открытой спиной и грудной клеткой.
Чтобы спрятать часть конструкции, приходилось устанавливать крылья не только на плечевые лямки, но и на бедра. К тому же образ требовал полного перекрашивания всего тела в красный цвет. А это тоже весьма трудоемкий процесс, итог которого нужно беречь как зеницу ока, чтобы не дай бог не смазать все одним неловким движением. Хотя даже так через несколько часов грим обычно как корова языком слизала, — при том, что на фестивале надо продержаться более семи часов.
Помимо неудобства, все эти махинации могут причинить и боль. Те крепежи для крыльев, о которых мы говорили, настолько врезались в тело, что к концу выступления места, где они находились, у Эмилии были рассечены до крови.

Нельзя забывать и про моменты после самих выступлений. Часто в попытке успеть сделать все наилучшим образом косплееры не спят сутками и пьют все, что дает хоть небольшой заряд энергии. Как итог — после окончания дефиле они получают фидбэк от организма в виде тахикардии, панических атак и нехватки сил. Такой — прямо скажем, неприятный — опыт был у Эмилии и после выступления в образе Наги: сразу следом случилась паническая атака.
В тот момент, по словам девушки, границы костюма ощущались как тюрьма, из которой хотелось поскорее сбежать, да и сам костюм весом 20 килограммов стал психологически весить в разы больше. Но вместо этого пришлось записывать видео в соцсети, «потому что медийка решает». Самое ироничное, что по итогу именно это видео и разлетелось везде, где только можно.
Другой пример: девушка чуть не захлебнулась в собственной рвоте (впечатлительные и те, кто постоянно хомячит с телефоном в руке, — пролистайте на один абзац вниз). В ходе выступления в образе Милины из вселенной Мортал Комбат в 2024 году Эмилии нужно было имитировать поедание сердца, сделанного из пирожного «Красный бархат» и крема. Не самая трудная задача, скажете вы, но к моменту выхода на сцену конструкция успела… кхм, испортиться. Из-за этого девушку чуть не вырвало за кулисами. При этом рот был частично склеен силиконовыми накладками с клыками, что послужило причиной того, почему она даже не могла широко его открыть. В тот момент у Эмилии пронеслась мысль: «Если начнётся рвота, я могу захлебнуться, как Джимми Хендрикс».
Обошлось. А для Джимми Хендрикса — нет.
Кстати, после выступления нельзя просто взять и пойти домой. Точнее, можно — но не в случае с Эмилией. Если подготовка к выходу проходит долго, то обратный процесс — ещё дольше. Нужно аккуратно снять всю ту конструкцию, которую ты часами лепил на свое тело, тем более если там большое количество деталей, и смыть весь грим. И вопрос, как мы поняли, не ограничивается лицом.
Советы малышам
1. Самое главное — не бояться начать. «Даже если костюм получится неидеальным, он всё равно станет вашим шагом вперёд».
2. На начальных этапах лучше не сравнивать себя с профессиональными косплеерами. Тут главное — процесс, в ходе которого вы будете получать и опыт, и удовольствие.
3. Если вам не хватает поддержки, то не бойтесь искать ее в комьюнити. Косплей-сообщество будет весьма теплым и вдохновляющим, если вы будете сами открыты к общению.
4. Наберитесь терпения. Любой костюм — это десятки часов работ. Не все получатся с первого раза, а на самом деле — не получится почти ничего. Тут важно не опустить руки. На опущенные руки, как говорится, костюм не пошьёшь.
5. А главное, как и в любом деле — любить то, что делаешь. «Если тебе действительно нравится процесс, всё остальное приходит само».

В конечном итоге косплей — это всегда немного безумие. Однако это то безумие, которое ты выбираешь сам (тут была шутка про политику, но главного редактора, который её поставил, куда-то увели люди в костюмах). Косплей не даёт вам никаких гарантий получения прибыли. Это не про окупаемость, идеальные выкройки или безошибочные решения. Это дорого, долго, муторно и зачастую непонятно, но это не мешает некоторым людям раз за разом брать в руки нитки, иголки, клей и перфоратор, чтобы воссоздать образ желаемого персонажа. Косплей — это про то, чтобы, однажды дойдя до конца, взглянуть на себя в зеркало и сказать: «Я смог/смогла и сделаю это ещё». И тихонько заматериться от счастья напоследок.